Телескопики смотрят в небо
Телескопик — это не уменьшенный до карманных размеров телескоп.
Телескопик — это телескопический погрузчик — популярный вид строительных машин. С известным астрономическим прибором его роднит лишь некоторое конструктивное сходство, а также то, что оба вида этих аппаратов смотрят в небо. Правда, с разными целями.
Наши телескопики устремлены ввысь и в прямом, и в переносном смысле. В прямом — в соответствии со своим первичным назначением: доставка грузов на высоту. В переносном — потому что невиданными темпами растет объем производства и потребления этого класса машин во всем мире.
Созданный всего лишь как вспомогательная машина для кирпичного строительства, телескопический погрузчик очень скоро доказал свою гибкость и получил признание в широких кругах производителей работ не только в строительстве, но и в сельском хозяйстве, лесной промышленности, коммунальном хозяйстве и многих других отраслях.
Спрос рождает предложение, и как результат ширится список компаний, встающих в ряды производителей телескопиков. Вот некоторые из них: Bobcat, Carelift, Case, Caterpillar, Gehl, Genie, Gradall, Haulotte, Ingersoll-Rand, JLG, Liftking, Load Lifter, Lull, Manitou, Merlo, Mustang, New Holland, Omega Lift, Pettibone, Sellick, Sky Trak, Stonehall, Terex, Tovel, Traverse Lift, Xtreme. Внушительный список, но, наверное, еще не полный.
На российском рынке из этого списка представлены в той или иной мере лишь Bobcat, Caterpillar, JCB, Manitou, Merlo.
«Длинная скамейка»
В спортивных играх, например в хоккее или баскетболе, хорошо известен этот термин, обозначающий большой запас активных игроков команды. На нашей скамейке размещаются модели машин, ранжируемые по двум основным параметрам: грузоподъемность (в кг) и высота подъема (в метрах).
1. Компактные. С этого края «сидят» малыши с высотой подъема до 4 м и грузоподъемностью до 2500 кг. Как правило, компактные телескопики – хотя и малыши, но уже крепкие вездеходы, оснащенные по формуле 4x4x4 приводом и рулевым управлением на все 4 колеса.
Они прекрасно работают в условиях цехов и межцеховых проездов и во многих отношениях успешно конкурируют с большими погрузчиками бокового поворота.
2. Легкие. Эти машины занимают нишу по грузоподъемности 2300...3500 кг при высоте подъема в пределах 5...7 м. Используемые во всех видах приложений, эти машины наиболее широко применяются, однако, в сельском хозяйстве.
3. Универсальные. Это наиболее населенный и наиболее популярный участок «скамейки». Сюда попадают машины грузоподъемностью до 4000 кг при высоте подъема до 17м. Эти машины наряду с оснащением по формуле 4x4x4 снабжаются часто независимыми стабилизаторами, системой выравнивания рамы и другими приспособлениями, позволяющими им эффективно двигаться и работать на строительных площадках.
4. Полноповоротные. Корпус этих машин может либо совершать неограниченное число поворотов (как у экскаватора), либо разворачиваться на угол больше полного (скажем, 400 градусов). Грузоподъемность находится в пределах 3000...5000 кг при высоте подъема от 14 до 21 м, и даже до 25 м! Такие машины демонстрируют максимум гибкости всего класса телескопиков, поскольку одна машина может действовать как три: собственно телескопический погрузчик, подъемный кран и плат форма для подъема персонала.
5. Тяжелые. К этому классу относятся машины с грузоподъемностью от 6500 кг и выше. Рекордные показатели доходят до 16000 кг, что позволяет тяжелым телескопикам конкурировать по грузоподъемности со средними фронтальными по грузчиками. Однако достигаемая при этом высота подъема от 6 и до 10 м обеспечивает телескопикам безусловную победу в этой конкуренции.
Техническое совершенство
Как сравнивать телескопики различных производителей? Показателей грузоподъемности и высоты подъема явно недостаточно, ведь в производственных программах всех компаний присутствуют сходные модели (как минимум, представители универсального (наиболее распространенного) класса). Вот некоторые дополнительные показатели, по которым нужно оценивать техническое совершенство телескопика:
1. Нагрузочная диаграмма. На рис. 1 представлены для сравнения нагрузочные диаграммы двух конкурирующих машин, находящихся в сходных условиях (стабилизаторы опущены, площадка горизонтальная и т.п.). Для машины слева зона максимальной грузоподъемности распространяется менее чем на половину максимальной высоты. Для машины справа эта зона поднимается до трех четвертей максимальной высоты. Вообще говоря, желательно, чтобы максимальная грузоподъемность распространялась до максимальной высоты. Это достигается не всегда, но в нашем примере машина справа имеет на максимальной высоте нагрузку на 500 кг больше, хотя номинальная грузоподъемность ее на 300 кг меньше. Далее, на диаграмме слева имеются строго горизонтальные участки границ зон грузоподъемности. Такой характер границ свидетельствует о потенциальной неустойчивости машины. Какая диаграмма лучше?
2. Вылет на максимальной высоте. На рис. 2 представлены диаграммы двух других конкурентов. На диаграмме слева вылет на максимальной высоте равен 0,5м, на диаграмме справа — 1,15 м. Разница невелика, но существенна. Если нужно доставить груз на вертикальную стену, то машина слева сначала упрется в эту стену, так и не донеся груз до точки назначения.
3. Маневренность. Все телескопики оснащаются, как правило, управлением на 4 колеса и реализуют 3 режима рулевого управления (стандартный, координированный и крабовый). Решающей характеристикой маневренности является минимальный радиус разворота.
4. Обзорность рабочей зоны. Чтобы уверенно маневрировать по стройплощадке, оператор должен иметь хороший обзор на все 360 градусов. Сядьте за руль машины и поставьте свою любимую девушку (не баскетболистку) позади точки крепления стрелы. Если вы сможете заглянуть ей в глаза, значит, обзорность неплохая.
5. Проходимость. Для движения и для работы на строй площадке (даже в Европе!) нужны вездеходные качества. Кроме высоких тяговых характеристик, привода на все 4 колеса и шин с большими грунто-зацепами, не помешает высокий дорожный просвет (до 50 см у некоторых машин!), защищенное расположение рулевых тяг, защита других уязвимых узлов (гидроцилиндры и др.) от грязи и пр.
6. Безопасность. Тензометрическая система измеряет распределение нагрузки по опорам машины. Бортовой компьютер на основании этой информации определяет степень близости машины к границе устойчивости и запрещает движения, которые могут нарушить эту границу. Одновременно в кабине оператора осуществляется аудио — и видеосигнализация о степени приближения к границе. Если такого рода системы нет в вашем телескопике, то он не отвечает требованиям безопасности.
7. Манипуляции с грузом. Независимые стабилизаторы и системы выравнивания рамы — отличные средства для обеспечения надежного манипулирования с грузом на неровной местности.
8. Удобство обслуживания. Если в вашем телескопике все точки регламентного обслуживания доступны с уровня земли, ваша машина проходит этот тест.
9. Эргономичность. Сейчас, наверное, уже трудно найти производителя машин уровня выше доморощенного, который не ставил бы кабины, оснащенные по всем правилам эргономики.
10. Робастная конструкция. Жесткость рамы, стрелы — залог долговечности и надежности машины.
Сменное оборудование
Техническое совершенство машины — одна сторона дела, другая — сменное оборудование, вот что делает телескопик настоящим универсалом и победителем стройплощадок.
Сменные орудия для применения в строительстве включают вилочные захваты, ковши различного типа, вплоть до универсального ковша «четыре-в-одном», бункеры и миксеры для приготовления и подачи бетона, гуськи и подъемные крюки, лебедки, оборудование обратной лопаты и грейферы, щетки для уборки мусора и снега, бульдозерные отвалы, различные захваты для дерева, камня, тюков, дополнительные подъемные мачты и многое другое. Замена оборудования обеспечивается устройствами быстрой сцепки
Для подъема персонала на высоту применяются поворотные и раздвижные платформы, причем управление движениями стрелы по европейским нормам обязательно осуществляется персоналом из платформы, что необходимо как по требованиям безопасности, так и с точки зрения эффективности применения (может ли оператор в кабине точно руководить платформой, находящейся от него на расстоянии более 20 метров?). Для расширения зоны достижимости применяются дополнительные так называемые трехмерные платформенные системы.
Интересные новинки
Ведущие мировые производители телескопиков непрерывно совершенствуют свою продукцию. Полная гамма машин любого производителя представлена в Интернете на соответствующем корпоративном сайте. Но некоторые из новинок заслуживают упоминания в этом кратком обзоре.
Компания «Manitou» — лидер мирового рынка, выпускает на рынок более 40 моделей телескопиков всех классов. В последнее время компания предложила особенно большое число новинок:
- новаторская разработка TWISCO — трехколесная машина для пересеченной местности с предельно малым радиусом разворота, всего 2,22 м, высотой подъема 4 м при грузоподъемности 1500 кг при собственной высоте всего 1,9м;
- уникальная по концепции машина MANIHOE, оснащенная телескопической стрелой спереди и оборудованием обратной лопаты сзади;
- полноповоротный телескопик MRT 2440 EPS (Easy Placing System — система простого размещения, англ.), на конце телескопической стрелы которого устанавливается еще один отрезок стрелы, отклоняющийся на шарнире, причем горизонтальность вилочного захвата при всех положениях шарнирной стрелы поддерживается электронной системой;
- полноповоротный телескопик MRT 2540 с рекордной высотой подъема в 25 м.
- Компания «Merlo» — еще один мировой лидер, предлагает 35 моделей телескопиков всех классов. В числе технических новинок Merlo:
- полноповоротный телескопик ROTO 40.25 KSC с рекордной высотой подъема в 25 м и возможностью изменения угла наклона кабины для улучшения обзора рабочей зоны на высоте;
- запатентованная Merlo система бокового сдвига шасси, которая обеспечивает контролируемый боковой сдвиг каретки стрелы — вещь совершенно не обходимая, когда нужно обеспечить точную подачу груза;
- уникальные мосты портального типа для обеспечения наибольшего в отрасли дорожного просвета.
Компания «JCB» представляет 12 моделей телескопиков грузоподъемностью от 2000 до 4000 кг при высоте подъема от 5 до 17 м. Компания предлагает ряд новых моделей универсального класса (535-140, 535-125, 540-140, 540-170), обладающих повышенными характеристиками грузоподъемности, двигателями нового поколения, модернизированными кабинами. Расширяется также присутствие JCB в классе компактных телескопиков за счет новых моделей 524-50 и 527-55.
Группа «Bobcat» представляет на рынке ряд из 8 моделей в классе легких и универсальных телескопиков грузоподъемностью от 2500 до 4000 кг и высотой подъема от 6 до 17м, обладающих всеми достоинствами, присущими машинам мирового класса.
Компания «Caterpillar» — номер 1 в мире по производству строительных машин — действует и на секторе телескопиков, предлагая 9 моделей грузоподъемностью от 2200 до 5000 кг при высоте подъема от 5,2 до 13,5 м.
А что у вас? — А у нас в квартире газ...
Мировой бум телескопических погрузчиков до нас еще не добрался. Почему? Расскажу короткую историю из собственного опыта.
Волей жизненных обстоятельств я близко и изнутри познакомился со строительством одного микрорайона в Москве, состоящего из таунхаусов. Для справки: «Таунхаус (townhouse — городской дом, англ.) — коттедж, обычно в три этажа, сблокированный с другими коттеджами с двух сторон» (из официального Интернет-сайта этого микрорайона).
Итак, таунхаус, а тем более целый микрорайон таких домов, — идеальное место для применения телескопиков. Сообщу сразу, что их там не было и в помине.
Так вот, однажды солнечным зимним днем шел я по переулкам этого микрорайона по своим надобностям. Небо было безоблачным, солнце сияло, было чисто и бело от свежего снега и радостно на душе. В этой обстановке особенно странными показались мне многочисленные фигуры людей, одетых в темные коричневые робы, с лицами примерно такого же цвета. Почти каждый из них нес в руке большое оцинкованное ведро, довольно новое на вид. Они выдвигались из-за домов, шли по переулкам, и в их движении явно прослеживался какой-то общий центр притяжения. Заинтригованный, я последовал за ними. За очередным поворотом открылся, наконец, этот притягивающий центр. Им оказался грузовичок типа «Газель», у заднего борта которого и толпилась эта коричневая масса. Приглядевшись, я увидел, что в «Газели» стоит большая бадья и добрая женщина с половником наливает коричневым ребятам что-то (по-видимому, еду) в их оцинкованные ведра. Те, радостные, расходятся, рассаживаются, кто на корточки, кто на бордюрные камни и ступени, и кушают из ведер. Это были строители. Это был их обеденный перерыв.
Где-то слышал я старинную русскую поговорку: «Как человек ест, так он и работает». Коричневые ребята работали, как ели. Зато были дешевы на радость руководству (и на горе будущим жильцам). А вы говорите, телескопики...
МЕЖДУ ПРОЧИМ
Удачная комбинация
Погрузчик с телескопической стрелой ROTO 45.21 EVS фирмы «Merlo», оснащенный рабочей платформой Space, явился идеальным решением для британской подрядной компании «Edmund Nuttall» при выполнении ремонтных работ на стене порта г. Скарборо, где был необходим доступ для ремонта и обновления стены до нижней отметки уровня воды. Тот факт, что работы приходилось выполнять в зоне морского прилива, исключал возможность применения строительных подмостей. Рабочая платформа Space с ее собственной телескопической конструкцией и возможностью поворота была использована для увеличения рабочей высоты платформы и смогла предоставить возможность нижнего доступа к стене или к мостовой конструкции на величину до 7,4 м.