Силачи из Японии. Попытка теста вилочного погрузчика в российских условиях
В Советском Союзе на складах, в основном, работали электрические вилочные погрузчики. А в каком виде они иногда бывали, так просто страшно вспомнить: обшарпанные, с постоянными окисями на аккумуляторных батареях, ежечасно ломающиеся. С моторными погрузчиками дела обстояли не лучше: краска была, как правило, только на новых машинах, масло гидросистемы подъемника было даже на водительских креслах и т.д. Иногда казалось, что они работают только на одном «честном слове». И название у них было народное и очень точное – «Кара». При чем, неважно какой был производитель данной техники, все одно – «Кара». И совсем было без разницы электрический погрузчик или моторный, все равно – «Кара».
Такие воспоминания дружно одолевали нашу редакционную тест-группу, когда она выехала, по приглашению фирмы «Универсал-Спецтехника», на тест-драйв вилочных погрузчиков KOMATSU . Интересно, что-то выйдет из этого опыта? Как оказалось, нас ждали три очень симпатичных моторных вилочных погрузчика KOMATSU серии AX20 грузоподъемностью 1,5 тонны. На первый взгляд все три погрузчика были для нас как близнецы-братья. Но, это только на первый взгляд. На самом деле, нам были представлены три совершенно разные модели AX20 с одинаковой грузоподъемностью. Основное отличие было в установленных на погрузчиках двигателях и трансмиссии.
За основу нашего тест-драйва мы взяли погрузчик модели FD15T-17 с автоматической КП и дизельным двигателем KOMATSU 4D92E
Прежде всего, порадовал дизайн погрузчика – такой округлый «крепыш» с приятным трехцветным окрасом. Но самое приятное ощущение – рабочее место оператора (не водителя и, тем более, не «карщика», а именно оператора). Отличное эргономическое кресло, даже можно сказать, ортопедическое, с тремя системами регулировок и с боковыми поддержками подушки и спинки. На подушке дополнительно установлены рукоятки и ремень безопасности. Наши люди к ремням безопасности, к сожалению, относятся скептически, особенно на погрузчиках, однако в Японии они входят в стандартную комплектацию. Кресло установлено на пластиковом «переднем» капоте.
Для более комфортной работы оператора, а, значит, для высокой производительности труда, рулевая колонка погрузчика регулируется по углу наклона. И, если учесть удобный по диаметру и толщине руль, оператор может организовать себе комфортное рабочее место.
Очень удобно расположены подрулевые переключатели. Справа от руля находится переключатель переднего и заднего хода. Но это только на машинах с автоматической трансмиссией. Здесь же расположен единый рычаг для фар, световой индикации комбинации приборов и сигналов поворотов. В официальной инструкции такой рычаг позиционируется, как «единая колонка для фар и индикаторных ламп». Причем, этот рычаг обладает функцией автоматического включения сигналов поворотов, что значительно облегчает работу оператора.
Руль совершенно не закрывает комбинацию приборов, которая, вполне, аскетична, но предельно информативна, что позволяет оператору оперативно уточнять режимы эксплуатации погрузчика.
Рычаги подъемника расположены удачно, на расстоянии вытянутой руки оператора. И работают они безукоризненно.
В серии AX20. равно как и в серии BX20, применен удобный кнопочный стояночный тормоз, обеспечивающий безопасную, надежную стоянку, при которой исключен самопроизвольный отпуск тормоза.
Педали на японский погрузчик устанавливаются не «А бы какие», а особой конструкции, увеличенного размера. Педаль газа имеет роликовую опору, что позволяет точно передавать усилие от нажатия на нее и обеспечивает улучшенное регулирование на малых скоростях. На модели с автоматической КП отсутствует педаль сцепления.
Тестируемый погрузчик был оснащен дизельным двигателем 4D92E объемом 2,7 литра и мощностью 36 кВт. Это мотор с улучшенной синхронизацией впрыска топлива, что снижает токсичность сгорания топлива и характерный запах. На двигателе применены предкамеры и главные камеры сгорания новой конструкции, которые существенно снижают расход топлива.
Система стартера с быстродействующим запалом гарантирует быстрый и надежный запуск двигателя в любых погодных условиях. Даже при температуре – 20 град. С.
Двигатель достаточно эластичный и работает без «надрыва» при больших нагрузках.
Но, самое интересное заключается в усовершенствованной системе рулевого управления (KAPS). В этой системе силовой цилиндр размещен внутри задней оси, поэтому уже не требуются коленчатый рычаг, рычажный механизм и шаровые муфты, необходимые для прежней полуинтегральной системы управления (FHPS).
По сравнению с предыдущей системой, в система KAPS мощность передается по более прямой схеме – от силового цилиндра в задней оси на кулак. Силовой цилиндр передает мощность непосредственно на кулак, при этом на неподвижной машине обеспечивается 100% управление.
Полная реализация мощности машины улучшает грузовые операции в стесненных пространствах.
В полностью гидростатической системе рулевого управления (FHPS) трохоидный насос подключался к коробке рулевого механизма для включения гидроцилиндра. Вместо этого система KAPS использует быстродействующий клапан для управления гидравлическим контуром, что облегчает рулевое управление.
В результате погрузочно-разгрузочные операции выполняются более четко и точно, при этом повышается производительность при продолжительной эксплуатации
В KAPS применяется замкнутая гидравлика. Таким образом, цилиндр остается жестко закрепленным при любой тряске на неровной дороге, повышая стабильность работы погрузчика. Помимо этого здесь же предусмотрена тяга с обратной связью для удержания постоянного угла колес и угла поворота. Таким образом исключается рассогласованность угла поворота и угла колес, что создает немалые трудности для системы FHPS.
В общем, по своей динамике и управляемости погрузчики весьма привлекательны. Впрочем, это же можно сказать и о тормозной системе.
В обслуживании японские погрузчики тоже просты. Специальная конструкция напольной плиты и кожуха радиатора допускает их снятие без помощи инструмента и с минимальными усилиями. Это же касается и капота, который легко поднимается, удерживается с помощью газового демпфирования.
Доступ к агрегатам двигателя вполне свободный. Небольшая аккумуляторная батарея быстро и легко снимается, так же, как и расширительный бачок радиатора.
Что касается подъемного механизма, то здесь тоже все четко продумано до мелочей. Погрузчик с автоматической КП оснащен двухсекционным подъемным устройством, а с механической КП – трехсекционным. И здесь телескопический шток угла наклона подъемного устройства имел специальные ограничители, которые регулируют безопасный угол наклона подъемного устройства, при максимальной высоте, дабы груз не перевесил погрузчик и не завалил его назад
Все остальное в погрузчике с механической КП абсолютно одинаково с погрузчиком, имеющим автоматическую трансмиссию. Ну, разве что появилась педаль сцепления и убран подрулевой рычаг переключения переднего и заднего хода.
Третий погрузчик, по эргономике и комплектации, тоже не отличается от предыдущих, кроме одного, но очень существенного факта – на нем установлен бензиновый двигатель NISSAN H15 мощностью 28,5 кВт (39 л.с.). Мало того, этот двигатель еще имеет и газобаллонную аппаратуру прямого подключения.
Что дает такой вариант погрузчика потребителю?
Прежде всего, более чистую атмосферу в складском помещении с замкнутым пространством. Далее – топливную экономичность. И все это при сохраненной высокой производительности погрузчика.
В заключении, можно сказать, что вилочные погрузчики KOMATSU серии AX20 конструктивно хорошо продуманы, имеют современную эргономику и высокую производительность. Подвижные части погрузочного устройства имеют масленки для своевременной профилактики, простой в эксплуатации натяжитель цепи.
Отдельно надо отметить очень хорошую ремонтопригодность – практически ко всем агрегатам и системам доступ свободен.
Мы не можем сказать ничего о ресурсе погрузчиков, поскольку необходимо длительно отслеживать их работу, но то, с чем мы столкнулись во время короткого ознакомления с японскими погрузчиками, нам понравилось.